За $92 миллиона Кыргызстан получил 52,5 километра новой трассы Бишкек - Кара-Балта и обязательство проводить аудит безопасности на всех дорогах страны. Почему международный кредит стал инструментом законодательного давления, в материале 24.kg.
Надзор без нарушений или без фиксации?
Контроль качества работ в проектах, финансируемых за счет внешних кредитов, традиционно вызывает вопросы. Мы обратились к Министерству транспорта и коммуникаций, чтобы уточнить, как осуществлялся технический надзор.
Фото 24.kg. Нурмат Калмурзаев Нурмат Калмурзаев, инженер-дорожник группы реализации проектов АБР при Минтрансе: "Техническим надзором во время реализации проекта занималась консультационная компания, отобранная министерством через тендер. Основная задача консультанта - следить за соответствием работ утвержденной проектной документации и при необходимости согласование изменений с автором проекта. Критических нарушений, требующих полной переделки участков, они не выявили".
Официально - без нарушений. Однако далее представитель ведомства признает: дефекты на трассе есть, их устранением занимается правительство, а не подрядчик.
Формулировка "критических нарушений не выявлено" может звучать убедительно, но в контексте государственных подрядов часто означает, что контрольные процедуры сводятся к формальной проверке документов. На практике надзор в проектах с внешним кредитом нередко ориентирован не на качество работ, а на соблюдение графика освоения средств.
Финансовая цена и масштабы проекта
Проект модернизации стратегического коридора ЦАРЭС (Центральноазиатское региональное экономическое сотрудничество) стартовал в 2017 году и завершен в 2024-м, но его финансовая нагрузка ощущается уже сегодня.
Реконструкция трассы Бишкек - Кара-Балта обошлась бюджету Кыргызстана в сумму более $92 миллионов:
- $68,5 миллиона - кредит Азиатского банка развития (АБР);
- $9,5 миллиона - грант.
Большая часть этой суммы (более 74 процентов) является долговым обязательством республики.
Подрядчиком выступила китайская компания China Railway. В ходе работ:
- трассу расширили до шести полос на въезде в Бишкек и до четырех - на участке до Кара-Балты;
- построили 13 подземных переходов, парковочные площадки, пешеходные тротуары;
- установили освещение и светофорное регулирование;
- толщина асфальтового покрытия составила 23 сантиметра (трехслойная структура: 9 сантиметров нижний слой из щебня плюс 9 сантиметров верхний слой плюс 5 сантиметров слой износа).
"После завершения проекта трафик на трассе увеличился почти вдвое, а среднее время пути сократилось примерно на 10 минут", - утверждает Нурмат Калмурзаев.
Читайте по теме Государственный долг Кыргызстана за год вырос на 33,2 процента Финансирование через АБР всегда выглядит как "выгодный кредит", однако для Кыргызстана это означает увеличение внешнего долга, который уже превышает $5 миллиардов. А значит - каждый новый километр дороги, построенный по кредиту, оплачивается не только асфальтом, но и будущими налогами.
Закон как побочный эффект кредита
Читайте по теме Кабмин усилил меры по безопасности дорожного движения Главный результат проекта - не асфальт, а закон. Постановление кабмина № 525 от 26 августа 2025 года сделало аудит безопасности дорожного движения (АБДД) обязательной процедурой для всех дорог страны.
"Это требование изначально было условием АБР, но теперь закреплено в национальном законодательстве", - поясняет Нурмат Калмурзаев.
Поправки внесли в несколько ключевых документов:
- Постановление № 512 (2017) - введено обязательное проведение аудита безопасности при проектировании и строительстве дорог;
- Положение о Департаменте дорожного хозяйства - добавлена ответственность за организацию и контроль аудита;
- Положение о порядке проектирования дорог - включен этап аудита БДД на всех стадиях проектирования.
Фактически Кыргызстан приобрел новый закон в кредит. Однако именно благодаря этим условиям международного договора вопросы безопасности впервые стали не рекомендательными, а обязательными к исполнению.
Ответственность после приемки
Фото 24.kg. Гарантийный срок доделок со стороны подрядчика составлял один год Кто несет ответственность за устранение дефектов, если формально нарушений не выявлено?
"После завершения проекта и выдачи Госстроем акта соответствия дорога передается на баланс структурных подразделений Министерства транспорта. Дефектный период, во время которого ответственность нес подрядчик, длился чуть больше года. Он завершился в начале 2024 года. Сейчас устранением дефектов занимается государство. С 2023-го по новому закону об автомобильных дорогах дефектный период продлили до 5 лет", - сообщил Нурмат Калмурзаев.
Таким образом, гарантийная ответственность подрядчика ограничена минимальным сроком, а последующие расходы на обслуживание и ремонт несет государственный бюджет.
Социальные и экологические последствия
85 процентов протяженности трассы Бишкек - Кара-Балта проходят через населенные пункты. Одной из самых сложных задач стало отчуждение земель и выкуп жилья.
"Под воздействие проекта попали 278 домохозяйств. Общая сумма компенсаций составила 144,4 миллиона сомов. Независимая оценка признана справедливой, судебных исков не поступало", - отметил Нурмат Калмурзаев.
По официальным данным, после реконструкции аварийность на трассе снизилась, о чем свидетельствуют статистика.
Показатель
| Снижение
| Абсолютное изменение
|
Общее количество ДТП
| 18 %
| минус 53 случая
|
Наезды на пешеходов
| 26 %
| со 160 до 118 случаев
|
Столкновения транспортных средств
| 19 %
| со 115 до 94 случаев
|
"На участке с 8,5 по 61-й километр вырубили 5 тысяч 812 деревьев, компенсационная высадка составила 11 тысяч 624 дерева. При этом компонент климатической адаптации в проекте отсутствовал", - добавил инженер-дорожник.
Итог: дорога с долгом и вопросами
Проект Бишкек - Кара-Балта стал не только транспортным, но и институциональным экспериментом. Он показал, как международные финансовые соглашения могут влиять на национальное законодательство.
Кыргызстан получил скоростную дорогу категории 1Б, но вместе с ней и новый закон, обязательства перед кредитором и долг, который ляжет на плечи будущих поколений.
Асфальт проложен, нормы утверждены, но вопрос остается прежним: кто в итоге заплатит за дефекты - подрядчик, государство или каждый налогоплательщик?