25 апреля 2025, 10:04
Источник
akipress.kg
Комментарии
9 мая отмечается 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Информационное агентство АКИpress публикует материалы о подвигах кыргызстанцев, участвовавших в войне.
Кипариза Карабаева рассказала о подвиге своего дедушки — Абылая Карабаева.
"Празднование 80-летнего юбилея Великой Победы напоминает поколению нашей эпохи о важности сохранения памяти о Великой Отечественной войне (ВОВ) и помогает передать ценности патриотизма, уважения ко всем периодам истории Родины и памяти о подвиге дедов. Высокая политическая и патриотическая сознательность народа и их стремление к справедливой государственной системе важный фактор, определяющий успех политических, экономических и социальных преобразований в Кыргызской Республике.
Для Кыргызстана 9 мая — это не только дань памяти тем, кто отдал свою жизнь за мир и свободу, но и день гордости за вклад нашей страны в Победу и их надо использовать в патриотическом воспитании молодого поколения. Победа в Великой Отечественной войне — это не только славная страница нашей истории, но и мощный воспитательный ресурс, то есть подвиги героев, самоотверженность народа, единство фронта и тыла — все это должно стать основой патриотического воспитания молодого поколения.
Ведь патриотизм развивается через примеры героизма и самопожертвования людей, которые боролись против фашизма, за свободу и независимость. В условиях глобализации и усиления угроз со стороны различных экстремистских групп важно следить за внутренними и внешними процессами, и усиливать международное сотрудничество для противостояния экстремизму и радикализации.
Наша семья гордится участником ВОВ Карабаева Абылая - деда, который работал в системе народного образования, а перед войной директором сельской школы [1, 6]. Его молодые годы приходились во второй половине тридцатых годов ХХ столетия, когда сильно изменилось социально-экономическое положение кыргызского села. Педагоги того периода играли ключевую роль в формировании нового общества, внося неоценимый вклад в ликвидацию неграмотности и становление национальной системы образования.
Он перед войной работал директором школы села Буденовка (современное село Чат-Базар Таласского района), которое было центром Буденовского района Таласской области и тогда в этой школе (ныне школа имени А. Оторбаева) учился будущий Герой Советского Союза Асанбек Отробаев (в 2025 году отмечается 100-летие со дня его рождения). За участие в Выборгской наступательной операции (Ленинградский фронт) летом 1944 года он был награжден медалью "За отвагу". 31 января 1945 года, форсируя реку Одер (Германия) в районе населённого пункта Вальдич, старший сержант А. Оторбаев первым переправился на его западный берег и удержав рубеж его подразделение отразил пять немецких контратак, уничтожив вражеских солдат и офицеров. Во время шестой контратаки он уничтожил самоходное артиллерийское орудие, подорвав его гранатами, ценой своей жизни.
Тогда важным событием развития самосознания кыргызского народа стало образование союзных республик, что представляло собой не только политический, но и культурный процесс, который, с одной стороны, способствовал укреплению многогранной национальной идентичности внутри республик, а с другой — позволял центральному правительству СССР контролировать эти территории, регулируя их развитие и экономику [2].
В те годы создавалось новое общество — служения, развития и созидания. Несмотря на все трудности, страна была охвачена огромным вдохновением, патриотизмом. Образование 1936 году КССР, означало начало более глубоких изменений в политической, экономической и социальной жизни республики, которая интегрировался в советскую систему, что оказало значительное влияние на его дальнейшее развитие. В этот период появились национальные школы, университеты, театры и литература, что способствовало сохранению и развитию культурных традиций [2, 5]. Кыргызстан, как союзная республика, приобрёл более четкую идентичность на международной арене.
Тогда воспитывались новые поколения, для которых частное, личное и материальное отступало на второй план по сравнению с идеальным, народным и государственным. Произошла культурная революция: ликвидирована неграмотность населения, построена новая лучшая в мире школа, воспитаны миллионы кадров новой советской интеллигенции.
В этом поприще передовиками общества были учителя школ, которые играли важную роль в формировании советского общества, особенно в периоды изменений и трансформаций социально-экономических ситуаций. Здесь особое внимание уделялось образовательному процессу, который был направлен не только на передачу знаний, но и на воспитание граждан, привитие им идеалов социализма и патриотизма [5].
В годы ВОВ учителя Кыргызстана, в т.ч. моя бабушка учительница Кок-Арыкской школы Аалиева Саада (1923 г.р.), помимо учебной работы работали среди населения пропагандистами и агитаторами. Они несли в массы политические знания, рассказывали о боевых делах Советской Армии, о международном и внутреннем положении СССР, читали лекции, доклады, сводки Совинформбюро, проводили беседы, выпускали стенные газеты и боевые листки [8]. Моя бабушка Аалиева Саада в 1945 году за самоотверженный труд и в знак признания ее заслуг в тылу Великой Отечественной войны была награждена медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.". Это награда была символом уважения к трудовому героизму, который имел огромную роль в обеспечении победы.
Мой дед Абылай Карабаев был призван в конце 1939 года в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), т.е. предвоенным учительским призывом, так как до этого учителя сельских школ СССР имели отсрочку призыва в военную службу [4, 5]. Страна готовилась к войне, армия росла, шло перевооружение, а вот подготовка командного состава действительно запаздывала. В рамках лучшей подготовки РККА советское руководство стремилось не только увеличить численность армии, но и улучшить её качественный состав. Призыв квалифицированных гражданских специалистов, включая учителей, был важной частью этого процесса.
castgal_init('.cast_group_elems_661619'); Поэтому для работы с новыми военными кадрами, молодыми красноармейцами требовались политруки и комиссары более высокой квалификации. Для этой цели, перед войной на военную службу массово призывали работников народного образования – сельских учителей и директоров школ. Призыв в РККА учителей сельских школ имел серьёзное военно-политическое значение, особенно в контексте подготовки страны к возможной войне, которая в итоге началась в 1941 году.
Они были люди со средним и высшим образованием, которые получали образование в советское время. Такие молодые педагоги, как мой дед Абылай Карабаев, в основном были членами партии и комсомольцами. В суровые годы ВОВ огромный вклад внесла советская интеллигенция, рожденная социалистическим строем, воспитанная Коммунистической партией. По призыву партии ушли на фронт свыше 15 тысяч представителей народной интеллигенции республики [8].
Они имели ценный опыт учебно-воспитательной работы среди населения и умели работать среди народных масс. И такая целенаправленная государственная политика, которая проводилась в предвоенные годы, себя оправдала и нашла яркое воплощение в конкретных военных делах по защите родины первые дни трудных, напряженных и кровопролитных боев ВОВ.
Военная служба моего деда проходила в 23-м стрелковом полку 51-й Перекопской стрелковой дивизии. Он участвовал Советско-финской войне и в освобождении Бессарбии (Молдавия). В Молдавии мой дед в 1940-1941 годах проходит обучение в Дивизионной партшколе и перед войной получает звание политрука роты. Такому стечению событий предшествовали его участие в Финской войне и Бессарабской военной компании и его безупречная военная служба в РККА, а также его педагогическая деятельность в мирной жизни, особенно его способность работать с широкими массами. За короткое время вчерашние учителя - политработники получили лишь азы специально - политических знаний и военной подготовки, а мой дед кроме них еще прошел две военные компании в Финляндии и Молдове.
Деятельность политруков и коммунистов, комсомольцев в начальный период Великой Отечественной войны, безусловно, является важной частью истории Второй мировой войны и может быть использована в контексте патриотического воспитания молодежи. Они тогда важную роль выполняли и первыми шли в бой, чтобы своим примером вдохновить других. Если политрук и коммунист не поднимался в бой первым и не вел за собой солдат, это считалось позором.
В начале войны, когда войска столкнулись с тяжелыми потерями и отступлением, роль политруков становилась особенно значимой в плане укрепления морального духа и восполнения потерь среди бойцов. Мы как потомки деда Абылая Карабаева, гордимся его работой политрука роты в начальный, тяжелый период ВОВ, который был не только частью военной машины, но и обладал моральной ответственностью за поддержание духа и порядка в своем подразделении. Он участвовал ВОВ с 22 июня 1941 года, т.е. в самый трудный и трагический период войны [3].
В эпохи перестройки и развала СССР, когда либеральный истеблишмент начал огульную критику различных аспектов советской системы, политруки ВОВ часто стали рассматриваться как представители репрессивной системы, что не соответствовало реальной картине.
Изучению ратного труда и подвига политработников ВОВ посвящены не только труды ученых СНГ и ЕАЭС, а также зарубежных исследователей. О важной роли политработников в поддержании высокого морального духа советских солдат в период самых ожесточённых боёв начального этапа ВОВ высоко отзывался немецкий исследователь и писатель Йохен Хелльбек (2015).
По его мнению, советские солдаты боролись за свою родину, семью, и выбор у них был небольшой: или советская свобода или немецкое рабство, что было идеологическим и психологическим превосходством перед фашистской пропагандой.
Йохен Хелльбек подчёркивает, что партийная организация пронизывала всю структуру РККА, и вопреки всем утверждениям западных историков о негативном влиянии партийных структур на боеготовность войск, оказывала, наоборот, мобилизующее воздействие на солдат и командиров. Коммунисты во главе политработников составляли костяк воинских коллективов, и боеспособность их определялась, в том числе и по количеству партийных красноармейцев в них. Привилегия же у членов Всесоюзной Коммунистичекой партии (большевиков) - ВКП(б) в ВОВ была только одна - первыми идти в бой. Однако несмотря на постоянную убыль в боях, число членов ВКП(б) продолжало расти, так как многие солдаты изъявляли желание стать коммунистами.
Как он отметил, многие красноармейцы тепло отзывались о политработниках за то, что они доставляли на передовую письма и свежие газеты, разъясняли ситуацию на фронте или просто перессказывали сообщения радио, каждый раз подчёркивая, что весь советский народ внимательно наблюдает за происходящим на поле боя и гордится своими воинами. И их присутствие рядом в окопах, когда солдаты сутками не видели никого кроме своего боевого товарища, было вообще неоценимо.
Исследователь и писатель Йохен Хелльбек считает заслугой политработников привитие конкретных образовательных и патриотических усилий рядовым бойцам, что помогла создать не только сильных и обученных солдат, но и патриотично настроенных граждан, готовых стоять на защите своей Родины в любой ситуации. Такая политико-воспитательная деятельность, которая с возрастающей эффективностью, культивируемой в РККА, превратила советских солдат в сильное войско, что победила такого лучше обучаемого и мобилизованного страшного врага, как немецкая армия - вермахт.
Наши деды герои, и в том числе Карабаев Абылай, которые несмотря ни на что победили, и они оставили нам в наследство Великую Победу, отдавая за нее самое дорогое – здоровье и жизнь, что у них было. И без их миллионов личных подвигов не было бы Великой Победы, 80-летний Юбилей, которой празднуем 9 мая 2025 года.
Восхищение мужеством и стойкостью деда политрука роты Абылая Карабаева, а также тех, кто участвовал ВОВ, вдохновляет современную молодежь и укрепляет любовь к родной стране. Это ярко проявилось в недавних Баткенских событиях, что стало испытанием на прочность системы безопасности и патриотического воспитания солдат и офицеров Кыргызстана. В этих условиях патриотизм, мотивация и сплоченность военнослужащих играли ключевую роль и от того, насколько сильна система воспитания и подготовки, зависел готовность защитить территориальную целостность и суверенитет страны. Ведь в подобных ситуациях решающим фактором стал не только техническая оснащенность армии, но и морально-психологическая подготовленность, чувство ответственности перед народом и Родиной.
В Кыргызстане празднование 80-летия Победы способствует сплочению людей разных поколений, социальных групп и национальностей. Это общий день памяти и гордости, когда люди могут забыть о повседневных заботах и объединиться ради сохранения мира и памяти об участниках ВОВ.
Таким образом, празднование 9 мая способствует не только уважению к прошлому, но и укреплению социальной сплоченности и патриотизма в современном обществе.
Список использованной литературы:
1.Архивная справка (Карабаев А.К.). Центральный архив. Министерство обороны Российской Федерации. №6/82515, от 13.04.2007
2.Асанканов А.А., Осмонов О.Ж. История Кыргызстана. Бишкек, 2002.
3.Вахмут А. Первые дни войны на Дунае // Военно-исторический журнал. 1970, №9
4. Карабаева К.Н. Вклад кыргызской интеллигенции в Великую Победу / Великой Победе 70 лет //Материалы научно-практической конференции: "Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне: проблемы и решения", БГУ, 20-21.04.2015. –Бишкек. Турар, с. 341-355
5.Карабаева К.Н. Жизнь, длиною века. Мой дед – народный учитель. -Бишкек. 2017.
6.Личное дело Карабаева А. Сектора учета кадров. ЦГА ПД КР, ф.921. ОП.13.Д.663. Лп.1-20
7.Хелльбек Йохен. Сталинградская битва: свидетельства участников и очевидцев. –М:. , 2015.
8. Ж.С. Татыбекова Великий Октябрь и женщины Киргизстана Издательство "Кыргызстан" Фрунзе, 1975".
Если вы хотите рассказать о подвиге своих родственников, которые принимали участие в ВОВ, можете присылать на почту: akipress@gmail.com.