3 октября 2025, 20:04
Источник
sputnik.kg
Комментарии
Республика Алтай в очередной раз становится центром обсуждения фундаментальных вопросов истории, этнографии, лингвистики и культуры народов Евразии. В этом году международная научно-практическая конференция "Алтай — прародина тюрков. К истории зарождения тюркской цивилизации" собрала в Манжероке делегации ученых, экспертов, политиков и общественных деятелей из России, Беларуси, Венгрии, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана и Азербайджана.
Россия сейчас играет главную роль в области защиты и сохранения историко-культурного, этнографического, лингвистического наследия народов Евразии. Принимая во внимание, что организаторами конференции выступали Российское военно-историческое общество, Институт востоковедения РАН, Российское общество "Знание", Российское историческое общество, можно уверенно говорить о реализации фундаментальной и долгосрочной программы РФ, направленной на сближение народов посредством общей истории. Так, Владимир Путин в приветственном слове к участникам конференции отметил, что "общие страницы истории, ратные и трудовые свершения наших предков должны стать прочным фундаментом успешного развития межрегионального и международного гуманитарного взаимодействия, укрепления дружбы и взаимопонимания между людьми".
Происхождение тюркских народов, особенности их становления, развития и взаимодействия с другими этносами на обширных пространствах евразийского континента сейчас представляют необычайно высокий интерес для стран, в которых тюркские народы либо являются преобладающим этносом, либо составляют существенную часть населения. Как никогда ранее объективное и правильное понимание собственной истории воспринимается многими странами как важное условие успешного развития государства.
Принимавший участие в конференции госсекретарь КР Марат Иманкулов зачитал приветствие президента Садыра Жапарова, в котором была отмечена особая историческая и духовная связь кыргызов с Алтаем, где зарождались основы тюркской государственности, культуры, языка, традиций и мировоззрения. "Изучая Алтай, мы лучше понимаем себя", — подчеркнул Жапаров. И на самом деле, прародина всех тюркских народов Алтай — это не только источник самопознания для государств тюркского мира, но и консолидирующее ядро общей тюркской цивилизации, потенциал которой еще предстоит в полной мере раскрыть.
Современные международные отношения сейчас во многом характеризуются высокой конкуренцией различных идей, концепций и инициатив, подчиненных политическим либо стратегическим целям. Влияние этих идей и концепций на общества и государства не только не имеет географических препятствий, но и посредством информационного воздействия может всячески преобразовывать существующие географические, исторические, культурные, языковые пространства, создавая совершенно новые культурно-политические общности и даже регионы. Нередко эти идеи противоречат историческому, культурному и религиозному развитию того или иного региона, что естественным образом выдает искусственность этих концепций.
К примеру, концепции некоторых стран об интеграции тюркского мира, подразумевающие объединение государств исключительно по этническому и лингвистическому принципу, в частности по отношению к Центральной Азии, противоречат исторической практике формирования и развития тюркских народов, которые издревле были частью общего ареала проживания славян, монголов, персов, ханьцев (Китай) и других народов. Исторически сложилось так, что государственность на территории Евразии никогда не была мононациональной, в отличие от стран Запада. Евразийское пространство — это территория взаимодействия множества этносов, культур, языков, уникальная модель сосуществования и взаимного развития. Попытки фрагментации общего пространства, формирование искусственной общности народов, а также придание несвойственных ей характеристик, таких как единый язык и культура, создание общей истории, не говоря уже о формировании политических и военных структур, довольно трудно рассматривать как позитивный пример интеграции. Интеграция, построенная на объединении в рамках одной этнической и языковой группы, не имеет будущего, по крайней мере на евразийском пространстве.
Алтайское историко-цивилизационное пространство как прародина тюркских народов и место взаимодействия индоевропейских, тюрко-монгольских, угро-финских, тунгусо-манчжурских и других народов, которые затем распространились на обширные территории евразийского континента, является примером сосуществования, совместного развития и толерантности, в том числе по отношению к религиям. В рамках алтайского и затем евразийского пространства мирно сосуществовали монотеистические и анимистические религии, происходили обмен и взаимное обогащение культур и народов. Очевидно, что алтайское пространство, ставшее прародиной тюрков, — это особая мировоззренческая модель отношения к окружающему миру. Возможно, сейчас, понимая историческое значение Алтая не только для тюркских народов, но и для Евразии в целом, пришло время выработать новый подход к пониманию самого тюркского мира и его будущего не только как этнолингвистического пространства, но и как части куда более значительного процесса — евразийских форм сотрудничества и взаимодействия.
Международная научная площадка на Алтае, которая также включает целую серию конференций в рамках международного алтаистического форума "Большой Алтай" (в городе Барнауле), отражает последние тенденции в развитии межгосударственного сотрудничества, а также создании интегрированной сети ученых и исследователей в области истории, этнологии, археологии и лингвистики тюркских народов. Прочный исторический фундамент тюркских народов Евразии имеет неисчерпаемый потенциал для роста и построения связей между народами обширного культурно-исторического пространства. Называя его условно "алтайский процесс", можно предположить, что он станет неотъемлемой частью интеграции тюркских народов в рамках общего евразийского пространства.
Формирование нового мирового порядка непосредственным образом связано с евразийским континентом, поскольку именно здесь сосредоточены основные державы, которые определяют его многополярный характер. И если экономическая интеграция в рамках ЕАЭС может быть материальной основой, то нематериальное наследие алтайской цивилизации как часть традиционных нравственных и религиозных ценностей народов Евразии вполне способна выполнять роль одного из столпов духовной интеграции евразийского пространства.