"Я убил ее по приказу шайтана. Он вселился в меня и сказал: "Сделай это".
Видео, на котором это говорит Дуйшон, муж погибшей 23-летней Айзирек Топчубаевой, матери двоих малолетних детей, быстро завирусилось в соцсетях. А сама трагедия Айзирек стала зеркалом общества, где суеверия маскируют насилие, а джинны - лазейку для оправдания своих действий.
Когда джинн - это тренд, а не трагедия Айзирек не первая жертва, чья смерть "обросла" мистическими объяснениями.
В 2021 году шоумен Кадыр Жарматов потерял жену и маму своих четверых детей. По одной из версий, она повесилась из-за "голосов", слышавшихся ей и приказавших в один день покончить жизнь самоубийством.
К сожалению, подобные человеческие драмы в последнее время не редкость. Вместо того чтобы обращаться за помощью к психиатру, люди идут к молдо и получают не терапию, а ритуал по "изгнанию шайтана".
Читайте по теме Покончившая жизнь самоубийством женщина - жена шоумена Кадыра Жарматова Кадыр Жарматов через несколько лет после самоубийства супруги спродюсировал фильм "Кара Дуба" о девушке, одержимой джинном. По замыслу авторов кинолента должна была предостерегать от использования черной магии и других эзотерических практик. Но по факту подобные фильмы, как ни странно, наоборот, работают на закрепление мистических объяснений в массовом сознании.
Схема отработана: трагедия → мистическое объяснение → медийная эксплуатация.
YouTube и TikTok полны роликов об "изгнании джиннов" с сотнями тысяч просмотров. Страх и суеверия превратились в прибыльный контент, а мистические объяснения - в универсальное алиби для любых преступлений.
Под хэштегом #карадуба в соцсетях тысячи историй:
"Моя сестра тоже "вселением" объяснила побои от мужа". "Я был свидетелем изгнания шайтана".
Такие реакции не случайность. Они базируются на низкой образованности и просто невежестве, неумении рационально мыслить и строить логические цепочки.
Голос веры: Коран против народных баек Ислам признает существование джиннов и шайтанов. Но, как подчеркнули в Духовном управлении мусульман Кыргызстана, оправдывать насилие джиннами и шайтанами противоречит религии: "Это абсолютно недопустимо и противоречит исламу. В Коране ясно сказано: "Каждая душа ответственна за то, что она приобрела". Использование религиозных понятий для сокрытия преступлений - это грех и кощунство".
Если "вселился джинн", то в ДУМК поясняют: "Ключевой принцип исламского подхода, и первое, что мы рекомендуем при признаках психологических проблем, - обратиться к врачам, особенно к психиатрам и неврологам. Ислам не противоречит медицине, наоборот, лечение - это обязанность мусульманина".
"Пророк (С.А.В. (Абу Дауд, Тирмизи) сказал: "Если вы заболеете, лечитесь", - дополняет муфтият.
Только если медицинская причина не найдена, можно говорить о духовной помощи - рукии. Но и здесь есть строгие правила: читаются только аяты Корана, никакого насилия или физического воздействия быть не должно.
Справка 24.kg Рукия - исламская практика исцеления, основанная на чтении аятов Корана и мольбах к Всевышнему.
Горячая линия ДУМК для консультаций: 0550557775. Звоните, если "голоса" - не мистика, а сигнал SOS.
Голос науки: когда шайтан оказывается болезнью Поведение Дуйшона на видео, где он корчится в "припадке" и кричит об одержимости, с точки зрения психиатрии выглядит как расчет, а не как болезнь. Так считает судебный эксперт, психиатр Тынчтыкбек Асанов.
- Что с медицинской точки зрения стоит за понятиями "кара дуба" и "шайтан басты"?
- В народе бытуют различные суеверия, например, "албарсты басты" (удушение злым духом). С медицинской точки зрения это сонный паралич - пароксизмальное расстройство сна. Что касается "шайтан басты", в психиатрии нет такого диагноза. Но существует схожее состояние - бред одержимости. Это психотический симптом, при котором человек убежден, что в него вселилась внешняя сила, управляющая его мыслями и поступками.
- Как вы оцениваете поведение Дуйшона на видео?
Читайте по теме "Шайтан приказал убить". В деле Айзирек всплывают новые обстоятельства - Подобное поведение не является типичным проявлением какого-либо психического расстройства. Оно, скорее, напоминает инсценировку того, как, по мнению человека, должен вести себя душевнобольной. Когда такая симптоматика внезапно проявляется после смерти человека, всегда вызывает подозрение в симуляции. Психические расстройства развиваются постепенно, а не возникают, "как по щелчку", после преступления.
- Насколько надежна амбулаторная психиатрическая экспертиза, проведенная Дуйшону?
- Ненадежна. Если диагноз не установлен ранее, нужна стационарная экспертиза минимум месяц под круглосуточным наблюдением.
К сожалению, сегодня мы наблюдаем профанацию: заключения часто выдают без полноценного стационарного наблюдения. У нас нет достаточного количества специализированных больниц. Единственное отделение в селе Кызыл-Джар рассчитано на 20 коек, и персонал там не подготовлен.
- К каким последствиям приводит обращение к молдо вместо врачей?
- Это нонсенс. В случаях пограничных расстройств молитва может дать временное облегчение, если человек верит. Но если у человека психотические расстройства (бред, галлюцинации), попытки решить проблему с помощью молдо могут привести к катастрофе: болезнь прогрессирует, и человек становится опасным для себя или окружающих.
Голос закона: "джинны не спасают от тюрьмы" Когда суеверия встречаются с Уголовным кодексом, ответ может быть только один: никакой "одержимости" с точки зрения закона не существует.
Вселение духов (джиннов, шайтанов) не является правовым понятием ни в одном законе мира и не является юридическим основанием для освобождения от ответственности.
Экс-омбудсмен и практикующий юрист Атыр Абдрахматова С точки зрения права любая попытка оправдать преступление будет рассматриваться через единственный допустимый институт - вменяемости/невменяемости. Здесь в игру вступают эксперты - психиатры и психологи.
Атыр Абдрахматова подчеркивает: "С точки зрения религии, к примеру, бытует мнение, что "осел кричит, когда видит шайтана - злого джинна". Представьте, что будет с нашим миром, если следователи, судьи, адвокаты вместо обращения к мнению и оценке психиатров, психологов будут использовать ослов?"
Статистика Верховного суда подтверждает, что джинны редко спасают от наказания:
- С 2020 по 2022 год принудительные меры медицинского характера применены лишь к 12 лицам по делам о семейном насилии.
- В 2023-м только одному человеку назначено принудительное лечение за убийство в сфере семейного насилия, добавляет юрист.
Эти цифры наглядно демонстрируют, что ссылка на "одержимость" - это не более чем слабый, отчаянный довод, который в большинстве случаев не выдерживает проверки следствием.
Атыр Абдрахматова предупреждает, что попытки близких родственников дискредитировать погибшую, доказывая "самоубийство" или "одержимость", могут быть квалифицированы как воспрепятствование деятельности следствия или даже соучастие в преступлении.
К сожалению, история Айзирек не уникальна. Она типичная мишень. "Не слушается - шайтан вселился", шипят в селе. Суеверия усиливают такое отношение: жертву начинают винить ("сама навлекла"), а агрессора жалеть ("джинн виноват"). На стороне жестокости и традиции выносить сор из избы не принято. А муж бьет - значит любит.
Но шайтан Айзирек наш общий. Он в равнодушии чиновников, не устраняющий дефицит психиатрической помощи, особенно в регионах, он в соседях, шепчущих вслед бедной женщине "кара дуба", он в каждом, кто скроллит видео про изгнание джиннов.