12 августа 2025, 10:00
Источник
24.kg
Комментарии
В преддверии парламентских выборов депутат ЖК Марлен Маматалиев рассказал, как изменится избирательная система Кыргызстана, почему теперь в одном округе будет не один, а три депутата, и каким образом новые правила помогут пресечь продажу мандатов за большие суммы. В эксклюзивном интервью 24.kg он подробно объяснил, какие проблемы прошлого закона удалось решить и какие вызовы остаются.
- Марлен Адрахманович, вы один из авторов нового закона о выборах. Чем он принципиально отличается от прежних систем?
- Мы анализировали весь исторический опыт Кыргызстана: у нас были одномандатные округа, были смешанные и были чисто партийные системы. Но никогда парламент не избирался по той схеме, которую мы предложили - многомандатной. Из одного округа будут выходить не один, а три депутата. Это не просто арифметика - это попытка создать конкуренцию внутри округа: если один депутат работает только в своем селе, второй и третий будут вынуждены приходить туда тоже, иначе потеряют рейтинг и поддержку.
- Какие именно проблемы эта система решает?
- Несколько ключевых. Во-первых, "жадномандатники" - когда в одном округе депутат хотя бы формально представлял большой район из двух-трех районов, но лично работал лишь в своем. В результате маленькие поселки оставались без внимания. Схема с тремя депутатами разглаживает это - они могут распределять обязанности и доходить до последнего аила. Я считаю, что это существенно повышает качество регионального представительства.
Читайте по теме Участки в аэропортах и на рынках: как ЦИК готовится к выборам Во-вторых, партийная коррупция в списках. Раньше места в проходных пятерках и особенно в первых десяти позициях становились товаром. Бывали случаи, когда первые десять мест доходили до миллиона долларов за "мандат". Люди никогда не видели этих "депутатов" в регионах, они не писали программ, не встречались с избирателями, потому что место было куплено у руководителя партии. Те, кто честно набирал голоса в поздних позициях, оставались без мандата. Мы эту схему закрываем.
- Конкретно как "закрываем"?
- Мы меняем формат выдвижения и формирования списков так, чтобы продажа "первых-вторых-третьих" стала бессмысленна. Партии могут выдвигать кандидатов в одном и в 30 округах - это не запрещено - но механизм распределения мандатов и процедура замены при уходе депутата теперь работают иначе. Раньше при сдаче мандата или уходе проводились повторные выборы в округе; теперь мандат получает следующий по очереди, который набрал больше голосов и "ожидает в очереди". Это устраняет частые дорогостоящие и манипулятивные повторные кампании.
- Вы говорите, что продажи мандатов "закрыты", но каким образом вы будете пресекать тайные сделки между партийным руководством и покупателем?
- Это сложная задача, нельзя лечить все сразу только законом. Мы убрали структурные условия, которые делали продажу выгодной: нумерация списков, гарантированные проходные места и прочее. Кроме того, в законе усилены требования к прозрачности и ответственности: за неправомерные действия агитаторов и за незаконные схемы будет отвечать кандидат и партия. Плюс, я уверен, руководство страны и профильные органы будут принимать дополнительные решения, чтобы "денежные" кандидаты не могли просто "купить" себе путь.
- Тема агитаторов - один из спорных моментов. Почему теперь можно иметь до одной тысячи агитаторов?
- Первоначально мы закладывали 500, но многие депутаты во втором чтении аргументировали так: если цель - запретить подпольный вербовочный бизнес, то при лимите в 500 человек на стороне все равно тайно наймут тысячу. Тогда лучше легализовать и разрешить это, чтобы был контроль. Да, риски есть: у богатого кандидата может появиться серьезное преимущество. Но теперь кандидат несет ответственность за действия своих агитаторов: если они совершают правонарушения, это отражается на самом кандидате. И я надеюсь, что руководство государства примет последовательные меры по контролю таких "денежных" приемов.
- Публичные концерты и шоу остаются под запретом?
- Да, правила агитации в целом сильно не изменились: концерты и массовые шоу как инструмент агитации мы сегодня не поддерживаем. Остались форматы встреч и партийный гимн. Почему? Мы считаем, что пока народ слишком привыкает к "шоу-политике" - приходят ради артиста, а не ради программы. Мы уже проходили этап, когда привлекались артисты масштаба соседних стран. Это было несправедливо в отношении бедных партий и в итоге не давало реального роста явки: люди шли смотреть концерт, но не всегда шли голосовать. Явка на последние выборы - всего лишь около 38 процентов. Это тревожный сигнал.
- Как вы планируете повышать явку?
- Мы предлагаем комплекс мер. Во-первых, синхронизация выборов: раньше у нас выборы разных уровней шли в разное время, и у людей реально "уставали" ноги - за пять лет то одно, то другое, и в некоторые годы выборы проходили практически каждый год. Теперь местные и городские кенеши мы сделали на одну дату и сроком в пять лет - как и президентские выборы идут в одном темпе. Это уменьшит "утомление выборами".
Во-вторых, мы обсуждали стимулирующие меры: лотереи, льготы для тех, кто регулярно выполняет гражданский долг; конкретный пример - уменьшение пени по налогам тем, кто постоянно приходит на выборы.
Марлен Маматалиев, депутат ЖК И наоборот - для тех, кто системно игнорирует выборы, - сохранение или усиление штрафных мер. Это только идеи, часть которых нуждается в дополнительной проработке, но мы думали в этом направлении.
- Что насчет квот для женщин?
- Есть жесткое требование: минимум 30 процентов одного пола в парламенте. Мы не "увеличивали" женщин как отдельную группу - это требование для пола в целом. Поясню: мы ожидаем минимум 30 процентов представителей каждого пола в общей тройке по округу. И это гарантированно даст нам как минимум 30 процентов женщин в новом составе парламента - на прошлых созывах у нас было всего около 20 процентов. Теоретически может сложиться так, что женщины соберут 70 процентов, и тогда 30 процентов достанется мужчинам, и это нормальная демократия. Главное: это не "потолок" и не "штраф" - это механизм обеспечения реального участия женщин в политике.
- Как изменится роль партии для рядового кандидата? Стоит ли идти от партии или самостоятельно?
- В процедуре регистрации разницы нет: партия или самовыдвиженец - встать в бюллетень можно обоими способами, суммы и сборы в целом одинаковы. Но в практическом значении сильная партия дает преимущества: команда, юридическая поддержка, пиар, электорат на местах. Если партия "раскачана", имеет депутатов в городских советах и структуру, идти от нее выгодно: ее база будет работать за кандидата. Если же партия чисто формальная, "созданная под выборы", и у нее нет людей и команды - тогда смысла мало, лучше идти самостоятельно. Фото 24.kg. Депутат Жогорку Кенеша Марлен Маматалиев
- "Ынтымак" пойдет на выборы?
- Да, у нас есть намерения. Сегодня формируется команда: около 90 процентов нынешних депутатов фракции намерены пойти повторно, часть прошлых кандидатов - порядка 50 процентов - также рассматривают участие. Есть все предпосылки.
- Какие негативные сценарии вы учитываете? Что может пойти не так?
- Самый опасный - когда деньги снова начнут "управлять" процессом: массовый набор агитаторов без контроля, попытки купить голоса через посредников. Но мы предусмотрели ответственность кандидата за агитаторов и открытость набора (лучше открыто тысячи, чем тайно вдвое больше). Я также надеюсь на более активную позицию правоохранительных органов и руководства страны в контроле тех, кто рассчитывает только на деньги. Надеюсь, что это не будет пустыми словами - для этого нужны слаженные действия.