9 июня 2025, 20:05
Источник
sputnik.kg
Комментарии
Центральная Азия постепенно стала одним из важных направлений внешней политики как всего Европейского союза, так и отдельных государств-членов. Уже три года подряд высокие экономические и политические функционеры ЕС попеременно соревнуются в дипломатических реверансах в отношении центральноазиатских республик, организуя многосторонние саммиты и двусторонние встречи на разных уровнях. Политические, общественные и экспертные круги ЦА еще не успели до конца осмыслить итоги апрельского саммита "Европейский союз — Центральная Азия", прошедшего в Самарканде, как настало время анализировать итоги первого саммита "Италия + Центральная Азия".
Кто бы мог представить каких-то 5-10 лет назад, что ЕС будет столь страстно желать активизации отношений с ЦА — регионом, который прежде рассматривался только в качестве источника угроз международной безопасности в связи с близостью Афганистана и как ресурсная база углеводородов в неопределенном будущем. Развязанный коллективным Западом военный конфликт на Украине, который продолжается явно не так, как рассчитывали европейцы, заставил их о многом задуматься — в частности, на что Европе жить дальше жить, особенно в условиях абсолютной враждебности к России.
Центральная Азия для Евросоюза — один из наиболее вероятных и относительно доступных источников природных, энергетических и, что немаловажно, человеческих ресурсов, потребность в которых будет возрастать с каждым годом. Брюссель, Берлин и Лондон сегодня присматриваются к возможностям ЦА более пристально, чем прежде, поскольку присутствие в регионе дает им возможность вести планомерную политику разрыва исторических и современных связей между Центральной Азией и Россией, а также существующих форм взаимодействия с Китаем.
Европейские дипломаты давно и открыто призывают центральноазиатские страны "вырваться из-под влияния" РФ и КНР, а в некоторых случаях предлагают даже помочь. Делают они это неспроста: сотрудничество ЦА с Россией и Китаем мешает европейцам заниматься излюбленным делом — обеспечением себе особых условий деятельности и доступа к ресурсам. Об этом помнят Африка, Южная и Восточная Азия, арабский Восток…
Прагматичная внешняя политика государств Центральной Азии, конечно, такого отношения не допустит. То, что сегодня регион находится в фокусе пристального внимания стран ЕС, является для него дополнительной возможностью развития, но также содержит определенные риски в сфере отношений с основными партнерами и союзниками. Впрочем, умение выстраивать приоритеты с республиками ЦА сейчас не подвергается сомнению: за все время беспрецедентного давления и массированного "дипломатического десанта" Евросоюза ни одна страна региона не присоединилась к антироссийским санкциям.
Между тем очевидно, что Италия в Центральной Азии не просто так. Пока не ясно, есть ли в ее политике собственные интересы, отличные от интересов ЕС. А если их нет, можем ли мы рассматривать саммит "Италия + ЦА" просто как продолжение саммита "ЕС + ЦА"?