3 июня 2025, 16:19
Источник
24.kg
Комментарии
Вопрос переноса столицы Кыргызстана обсуждается с начала XX века. И хотя Бишкек остается административным и политическим центром страны, идеи переноса столицы время от времени возвращаются в общественную и политическую повестку.
24.kg предлагает обзор на тему куда, зачем и на каких основаниях предлагали перенести столицу республики.
Джалал-Абад - первая альтернатива
Исторически самым первым кандидатом на столичный статус был именно Джалал-Абад. В 1924 году, в период образования Кара-Киргизской автономной области, среди городов, претендовавших на роль центра, рассматривались Джалал-Абад, Кочкорка, Пишпек, Беловодское и Ош.
По настоянию одного из видных деятелей того времени Юсупа Абдрахманова выбор пал на Джалал-Абад. Однако столица там так и не закрепилась: из-за отсутствия административных зданий и инфраструктуры временным центром стал Ош, а затем окончательно Пишпек (ныне Бишкек).
Попытка Бакиева в 2010 году
После апрельских событий 2010 года и утраты контроля над Бишкеком бывший президент Курманбек Бакиев объявил о переносе центра власти в Ош или в Джалал-Абад, заявив о создании временного правительства на юге. Это заявление, по мнению аналитиков, было больше политическим шагом, чем реалистичным планом. Фото из интернета. После апрельских событий 2010 года и утраты контроля над Бишкеком бывший президент Курманбек Бакиев объявил о переносе центра власти в Ош или в Джалал-Абад Впоследствии идея не получила продолжения, однако породила волну новых дискуссий о децентрализации власти и необходимости развития регионов.
Чаек - географический центр страны
С интересной идеей выступил в последние годы дипломат Авазбек Атаханов, предложив построить новую столицу в селе Чаек (Нарынская область) и переименовать ее в Манас. Фото из интернета. Чаек — географический центр страны По его словам, такой шаг обеспечил бы доступность из всех регионов республики, стимулировал бы развитие центральных территорий и символически подчеркнул бы независимость страны.
Однако, как отмечают эксперты, реализация проекта с нуля потребует миллиардных вложений и десятилетий на развитие базовой инфраструктуры.
Балыкчи - у озера и на стыке дорог
Еще один вариант, предлагавшийся в экспертной среде, - Балыкчи. Город на западе озера Иссык-Куль располагается на важном транспортном узле: здесь сходятся железная дорога, автотрассы и находится один из крупнейших портов республики. Фото мэрии Балыкчи. Балыкчи — у озера и на стыке дорог Привлекательность Балыкчи также заключается в близости к регионам с туристическим потенциалом, что могло бы придать столице новую - культурно-туристическую - направленность.
Экономика и инфраструктура - ключевые барьеры
На практике реализация даже самой привлекательной идеи упирается в базовые экономические реалии. По данным Минфина, строительство и перенос столицы (по примеру Казахстана) могут обойтись более чем в $2 миллиарда.
"Кыргызстан в нынешних условиях не располагает такими ресурсами, чтобы реализовать проект даже в среднесрочной перспективе", - отмечает экономист Марат Мырзаканов.
Джалал-Абад снова в фокусе?
Сегодня Джалал-Абад становится одним из ключевых региональных центров. В 2022 году председатель кабмина Акылбек Жапаров заявил о намерении превратить город во "второй экономический центр страны" с акцентом на туризм, переработку и энергетику. Фото из интернета. Сегодня Джалал-Абад становится одним из ключевых региональных центров. Город также получил статус туристического центра тюркского мира, а в 2025-м здесь планируется отметить День независимости - впервые на юге республики с размахом всенародного масштаба.
Вопрос переноса столицы Кыргызстана - не только вопрос географии, но и экономических приоритетов, символических смыслов и национального баланса. Джалал-Абад, Чаек и Балыкчи - не просто географические точки, а отражение стремления к справедливому развитию регионов.
И хотя в обозримом будущем Бишкек остается столицей, сама постановка вопроса говорит о нарастающей потребности в равномерном развитии всей страны.