17 апреля 2025, 11:17
Источник
akipress.kg
Комментарии
Министерство юстиции предлагает внедрить в правовую систему институт частных судебных исполнителей, определить их правовой статус и порядок их деятельности. Соответствующий законопроект "О внесении изменений некоторые законодательные акты в сфере исполнительного производства "О статусе судебных исполнителей и об исполнительном производстве" министерство вынесло на общественное обсуждение.
Законопроектом предлагается определить, что частные судебные исполнители осуществляют свою деятельность на территории соответствующей административно-территориальной единицы (исполнительного округа) на основании свидетельства, выдаваемого уполномоченным государственным органом по результатам квалификационного экзамена.
Частным судебным исполнителем может быть гражданин Кыргызской Республики, возрастом не моложе 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, прошедший непрерывную стажировку у судебного исполнителя или частного судебного исполнителя не менее шести месяцев, имеющий стаж работы в области права после получения соответствующего диплома не менее пяти лет, сдавший квалификационный экзамен, получивший свидетельство на право осуществления деятельности частного судебного исполнителя.
Контроль и координацию деятельности частных судебных исполнителей осуществляет Судебный департамент.
Для определения уровня профессиональной подготовленности лиц, которые намерены осуществлять деятельность частного судебного исполнителя, и решения вопроса о предоставлении права на осуществление деятельности частного судебного исполнителя создается Квалификационная комиссия. Положение о квалификационной комиссии определяется Судебным департаментом. В состав квалификационной комиссии включаются по одному представителю уполномоченного органа, Верховного суда, органа юстиции.
Положение о порядке выдачи, приостановления и лишения свидетельства на право осуществления частной практики по исполнению исполнительных документов утверждается Кабинетом министров.
Уполномоченный орган ведет Государственный реестр свидетельств на право занятия деятельностью по исполнению исполнительных документов.
Категории исполнительных документов, исполняемых частными судебными исполнителями, а также территория осуществления деятельности частного судебного исполнителя в соответствии с административно-территориальным делением определяется председателем Верховного суда по представлению руководителя уполномоченного государственного органа.
Свое предложение Минюст объяснил высокой нагрузкой на судоисполнителей.
Так, за 2021 год в производстве 380 судебных исполнителей Судебного департамента всего находилось 247 тыс. 917 исполнительных листов на 32 млрд 436 млн 94 тыс. 835 сомов, из которых окончено 176 тыс. 13 производств (или 71%) на 19 млрд 780 млн 479 тыс. 247 сомов (или 61%).
Из числа оконченных исполнительных производств:
- возвращено 83 тыс. 968 исполнительных документов (или 47,7%) на сумму 6 млрд 733 млн 964 тыс. 377 сомов (или 34%),
- фактически исполнено 73 тыс. 640 исполнительных документов (или 41,8%) на 284 млн 674 тыс. 108 сомов (или 1,4%),
- направлено в организации по месту работы должников или в финансовые учреждения 2287 исполнительных документов (или 1,3%) на 5 млрд 670 млн 439 тыс. 564 сома (или 28,7%),
- направлено в другие подразделения судебных исполнителей 14 тыс. 226 исполнительных документов (или 8,1%) на 6 млрд 769 млн 78 тыс. 342 сома (или 34,2%),
- прекращено 1982 исполнительных документа (или 1,1%) на 322 млн 322 тыс. 856 сомов (или 1,6%).
Таким образом, нагрузка на 1 судебного исполнителя в 2021 году составляла 652 производства в год или 54 производства в месяц. Тогда как по результатам функционального анализа ежемесячная нагрузка судебного исполнителя должна составлять не более 19 исполнительных документов в месяц. При таких обстоятельствах штатная численность судебных исполнителей Судебного департамента при Верховном суде не позволяет обеспечивать эффективное и качественное исполнение судебных решений и иных исполнительных документов.
Также в 2021 году на 1 судебного исполнителя приходится 194 фактически исполненных производств на общую сумму 749 тыс. 142 сома или 16 производств в месяц на сумму 62 тыс. 429 сомов (в среднем 3 866 сомов на 1 исполнительное производство).