30 ноября -0001, 0:00
Источник akipress.kg
Комментарии
Председатель Кабинета министров Акылбек Жапаров одобрил заключение Кабмина на законопроект "Об обеспечении сейсмической безопасности", инициированный депутатом Жогорку Кенеша Марленом Маматалиевым.
Как говорится в его распоряжении №328, решение направлено в ЖК.
Законопроект устанавливает основы обеспечения сейсмической безопасности, правовых и организационных отношений в области оценки сейсмической опасности, сейсмостойкого строительства и раннего оповещения населения в целях защиты граждан, находящихся на территории КР, и регулирует деятельность физических и юридических лиц независимо от форм собственности, государственных и общественных взаимодействий.
Поскольку вопросы, связанные с обеспечением сейсмической безопасности, проведением прогнозов и ликвидацией последствий землетрясений, подлежат комплексному регулированию, наряду с иными стихийными бедствиями, Кабинет министров посчитал нецелесообразным принятие законопроекта "Об обеспечении сейсмической безопасности", инициированного М.Маматалиевым.
Как говорится в заключении Кабмина, законопроект содержит такие статьи, как основы обеспечения сейсмической безопасности (ст.3), государственное регулирование сейсмической безопасности (ст.4), прогноз землетрясений, сейсмическое районирование и микрорайонирование (ст.5), деятельность государственных органов и специализированных организаций в области сейсмостойкого строительства, а также прогнозирования и наблюдения возможных землетрясений (ст.6), права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц по обеспечению сейсмической безопасности (ст. 7-11), полномочия органов местного самоуправления по обеспечению сейсмической безопасности (ст.13), порядок ликвидации последствий землетрясений (ст.14), мероприятия по оценке ущерба от землетрясений (ст.15), финансирование мероприятий по восстановлению пострадавших объектов (ст.16), формирование и создание аварийно-спасательных служб (ст.17), страхование зданий и сооружений, а также жизни людей и их имущества (ст.18).
В этой связи Кабмин пишет, что закон "О Гражданской защите" регулирует правоотношения, возникающие в области гражданской защиты населения и территории в чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время.
В соответствии со статьей 2 названного закона, гражданская защита - составная часть системы общегосударственных мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей и территории республики от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.
При этом чрезвычайная ситуация - обстановка, сложившаяся на определенной территории в результате опасного природного или техногенного явления, аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, воздействия современных средств поражения, которые могут повлечь или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Данный закон определяет в том числе государственную систему гражданской защиты, полномочия государственных органов в области гражданской защиты, права и обязанности населения и организаций в области гражданской защиты, органы и силы гражданской защиты, предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, финансирование мероприятий в области гражданской защиты и др.
Так, землетрясение является одним из видов стихийного бедствия, ввиду чего регулирование вопросов, связанных с обеспечением сейсмической безопасности, проведением прогнозов и ликвидацией последствий землетрясений, должно осуществляться в соответствии с положениями закона "О Гражданской защите", пишет Кабмин.
Согласно статье 10 законопроекта, физические лица, проживающие на территории КР, обязаны в том числе знать об уровне грозящей им сейсмической опасности на участке нахождения их жилища и в других местах пребывания; оказывать по возможности, в порядке выполнения гражданского долга, помощь нуждающимся гражданам при землетрясениях; возмещать нанесенный ущерб здоровью и имуществу других граждан, если это произошло в результате нарушения требований данного закона и других нормативных правовых актов КР.
В связи с чем Кабмин подчеркивает о неясности в установлении обязанности физических лиц знать сейсмически опасные участки, оказывать по возможности помощь, а также механизмов определения нарушений требований данного закона и оценки нанесенного ущерба в результате таких нарушений.
В пунктах (частях) 2-6 статьи 12 закона предусмотрены полномочия государственных органов в области архитектуры и строительства, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, образования и науки, здравоохранения, финансов.
В рамках конституционного закона "О Кабинете министров КР" Кабинет министров обеспечивает исполнение Конституции, законов и актов президента; на основе и во исполнение Конституции, законов, актов, посланий и поручений президента издает постановления и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории КР, и обеспечивает контроль за их исполнением.
При этом Кабинет министров, исходя из полномочий, указанных в данном конституционном законе, распределяет функции по их реализации между министерствами, государственными комитетами, иными органами исполнительной власти путем утверждения положений о них.
В связи с этим положения статьи 12 законопроекта нужно исключить, пишет Кабмин.
В справке-обосновании представленного законопроекта отмечается, что его принятие не повлечет дополнительных расходов из государственного бюджета. Однако, в пункте 5 части 6 статьи 12 проекта указано, что в целях финансирования мер по обеспечению сейсмической безопасности уполномоченным государственным органом в финансовой сфере в установленном порядке предусмотрены финансовые средства, направляемые на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области безопасной эксплуатации сейсмостойких строительных зданий и сооружений.
Также законопроектом предусматривается применение приборов для инструментально-технического осмотра-проверки технического состояния зданий и сооружений с использованием специальных средств наблюдения и контроля, которые необходимо приобретать. При этом финансово-экономические расчеты расходов на указанные приборы и технику не указаны. Кроме того, массовое применение системы виброплатформы не представляется возможным из-за значительных финансовых затрат и трудоемкости ее применения, связанных с ее установкой в здании, а также возлагает дополнительные обязанности на физических и юридических лиц. В связи с этим такая проверка должна осуществляться выборочно и для типовых решений зданий, пишет Кабмин.
Вместе с этим в абзаце втором части 3 статьи 8 законопроекта указано, что физические лица имеют право на компенсацию ущерба, причиненного землетрясением, определенную в порядке, установленном Кабинетом министров, но не указано, за счет каких средств будет осуществляться компенсация и какие источники финансирования.
Кроме того, в подпункте 4 части 3 статьи 12 указывается, что уполномоченный орган по чрезвычайным ситуациям формирует резервы материальных и финансовых ресурсов, финансирует мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий землетрясений. Однако источники финансирования резервов финансовых ресурсов не указаны.
Таким образом, нормы части 3 статьи 12 законопроекта противоречат закону "О Гражданской защите", пишет Кабмин.
Кроме этого, часть 6 статьи 12 законопроекта противоречит статьям 21, 22 Бюджетного кодекса.
Нормативные правовые акты, требующие финансирования из государственного бюджета, не подлежат принятию до определения источника финансирования, поясняет Кабинет министров.