Видео ограбления ломбарда в Оше — подозреваемых задержали в БишкекеСиловики в розыске, а Сооронбай Жээнбеков на гособеспечении

Бишкек как страна в стране. Почему это нужно менять

 

Фотографии: 24.kg

18 июня 2025, 14:00       Источник 24.kg       Комментарии

В последнее время все больше кыргызстанцев - от депутатов Жогорку Кенеша до простых жителей - задаются вопросом: почему аренда жилья в Бишкеке так выросла. Недавно об этом публично высказался и торага Жогорку Кенеша КР Нурланбек Тургунбек уулу, подчеркнув, что из-за неадекватных цен на аренду квартир и домов многие семьи оказываются в отчаянном положении. Но проблема на самом деле глубже, чем просто цены на аренду.
Бишкек как точка неустойчивости Бишкек самый большой город Кыргызстана. Конечно, не мегаполис, но с постоянно растущим населением, превышающим по официальным данным на сегодняшний день 1,2 миллиона человек, а по неофициальным - 1,4 миллиона. Эти цифры означают, что каждый пятый житель Кыргызстана проживает именно в столице, а это уже сверхконцентрация населения - это около 20 процентов от населения страны.
Для сравнения, в Берлине проживает всего 3,9 процента населения Германии (3,7 миллиона из 84 миллионов).
Для Кыргызстана Бишкек стал не просто административным центром, а точкой перегрузки: транспортной, коммунальной, экологической и социальной. Но по силам ли ему эта ноша.
Сегодня аренда 1-комнатной квартиры в центре Бишкека достигает $400-450, тогда как средняя зарплата - около $380. То есть 105 -120 процентов от дохода - это стоимость аренды квартиры - студии в "золотом квадрате" столицы.
Если посмотреть через этот маркер на крупные города в других странах, то картина такая:
  • Алматы - средняя зарплата - $673, аренда "однушки" около $570, или 85 процентов от дохода;
  • Астана - зарплата $600-650, аренда - $570-600, итого в 90 процентов от дохода обойдется аренда жилья;
  • Санкт-Петербург - зарплата около $1 тысячи 270, аренда 1 - комнатной квартиры около $930, или 73 процента;
  • Москва - зарплата около $1 тысячи 480, аренда около $1 тысячи 560, то есть 105 процентов от дохода;
  • по Германии средняя зарплата от 2 тысяч 600 до 2 тысяч 800 евро, аренда от 850 до 1 тысячи евро, то есть 35-40 процентов от дохода.
Резюмируя, Бишкек со своими 120 процентами от зарплаты, которые кыргызстанцы вынуждены отдавать за аренду 1 комнатной квартиры в центре, находится в зоне критического социального и экономического стресса.
Даже крупные города СНГ, такие как Москва, Алматы, Астана, демонстрируют меньшую нагрузку.
Не говоря уже о Германии, где аренда занимает до 40 процентов зарплаты, что считается международным стандартом допустимости. Потому что, когда аренда жилья больше дохода, ситуация выходит за пределы экономического смысла.
Помимо высокой аренды жилья, есть и другие маркеры, указывающие, что Бишкек, метафорически выражаясь, трещит по швам. Например, перегруженный общественный транспорт и пробки на дорогах, ставшие нормой. Коммунальные и инженерные сети, работающие на износ, без запаса прочности. Смог зимой, достигающий опасных для здоровья показателей.
Рынок труда, медицина, образование, бизнес - все сосредоточено в Бишкеке. Вся страна постепенно мигрирует в столицу, ослабляя собственные регионы. Эта модель неустойчива. Она ведет к социальной, экономической и экологической деградации.
Германия: модель устойчивой децентрализации Германия, как и многие другие европейские страны, осознанно избежала создания мегаполисов или городов - центров, в которых сконцентрирована вся жизнь.
В стране есть сеть равноправных городов, связанных между собой железной дорогой, которая как позвоночник страны, вдоль которого растет экономика. Инфраструктура, рабочие места и жилье доступны в каждом регионе. Берлин не центр "всего", а один из многих городов в системе.
Многие немцы вообще предпочитают жить в небольших поселках и ездить на работу в город. В таких поселках есть абсолютно все, что нужно для жизни, - школы для детей, нисколько не хуже школ в городах, спортивные и музыкальные школы, футбольные поля, бассейны и теннисные корты, поликлиники и кабинеты зубных врачей, магазины, кафе, рестораны.
Такая децентрализованная модель не только устойчива, но и справедлива, потому что никто не должен мигрировать в столицу ради жизни.
Что из модели Германии можно адаптировать в Кыргызстане По сути, мы идем в том же направлении. Правительство КР уже делает важные шаги для децентрализации и это заслуживает отдельного признания:
Так, за последние два года в Чуйской области открыто более 20 предприятий: автосборка, переработка, энергетика, легкая промышленность. Это новые рабочие места, которые появились не в столице, а в ее пригородах.
Общий объем прямых инвестиций, привлеченный именно на развитие производства в Чуйской области, только в 2024 году - свыше 44 миллиардов сомов. Это заметный скачок по сравнению с 14,3 миллиарда сомов в 2022-м и 27,9 миллиарда сомов в 2023 году. Причем это инвестиции только в основной капитал и не охватывают, например, портфельные или финансовые инвестиции.
Реализуется программа доступного жилья. По всей стране, причем не только в городах, активно строятся многоквартирные, многоэтажные дома под ипотеку через ГИК.
Развивается инфраструктура, строятся объездные трассы вокруг Бишкека, начато улучшение железной дороги и региональных связей.
Направление найдено. Необходимо сделать его стратегическим, системным, необратимым.
Рельсы будущего: стратегия вдоль железной дороги Помимо уже запущенных проектов, для разгрузки Бишкека и изменения системы расселения в стране можно создать модель децентрализованного развития на основе железной дороги от Токмака до Кара-Балты. Для этого нужно, во-первых, провести модернизацию железной дороги. Она должна заключаться в следующем:
  • электрификации, запуске регулярных городских электропоездов;
  • связи с райцентрами: Кант, Аламедин, Военно-Антоновка, Сокулук, Кара-Балта;
  • создание городов-спутников и малых промышленных узлов;
  • развитии в пределах 1-2 километров от ж/д узлов.
  • многофункциональных поселениях: жилье + производство + социальная инфраструктура.
Во-вторых, можно реализовать программу "территориальной амнистии":
  • Не спрашивать о происхождение капитала, если он вложен вне Бишкека.
  • "Бонусы" для тех, кто хочет открывать бизнес, производство, строить инфраструктурные и социально-культурные объекты или жилье в области: бесплатная земля, налоговые каникулы, упрощенные разрешения на строительство и другое в обмен на рабочие места и жилье.
  • Через 3-5 лет - дать возможность переоформить бизнес официально, без ретроактивных проверок.
Иными словами, перевести "тень" в созидание, дать ей территорию, а не репрессию.
Тогда мы получим многокомпонентную программу: электричка - как стержень, город-спутник - как клетка будущего организма, доступное жилье - как воздух для молодежи.
В Германии города выросли вдоль железных дорог, которые почти всегда проходят практически по центру городов и поселков. В Кыргызстане настало время сделать железную дорогу сердцевиной новой территориальной структуры, вектором новой экономики.
Нам нужен территориальный и социальный баланс.
Автор: Омурбек Текебаев, Чрезвычайный и Полномочный Посол Кыргызской Республики в ФРГ

Ссылка на новость:
https://www.for.kg/news-878849-ru.html

Читайте также

Погода в Бишкеке 17 августа

Сегодня в Бишкеке. Погода, мероприятия, даты

Школа № 85 в Бишкеке не готова к учебному году. Мэр убедился в этом лично

17 августа: где в Бишкеке отключат свет

В аварии напротив администрации президента в Бишкеке погиб мужчина

 

SAPE:

 

АГРОПОРТАЛ КЫРГЫЗСТАНА, НОВОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Обучение ювелирному делу в Бишкеке
МСН Общественно-политическая газета

18+

FOR.kg - Кыргызстан новости, пресса

Поисковый сайт новостей (новостной агрегатор, агрегатор СМИ) FOR.kg

Прежде прочтите Соглашение по использованию поискового сайта FOR.kg

При использовании материалов сайта FOR.kg - ссылка на источник обязательна

По всем вопросам обращайтесь в Службу поддержки

Top.Mail.Ru
WWW.NET.KG