Лето в Бишкеке - это не только жара, но и сезон активных дорожных работ. В этом году масштаб реконструкций и ремонтов серьезный и вызывает массу нареканий: техника работает почти во всех районах, улицы перекрывают, а водители с трудом перемещаются по городу в постоянных пробках.
24.kg встретилось с вице-мэром столицы Жамалбеком Ырсалиевым на одном из объектов - на улице Медерова. Мы поговорили о сроках сдачи, качестве дорог, проблемных участках, поливе, сносе заборов, троллейбусах, парковках и о том, почему городские власти "работают в режиме штурма", чтобы успеть до начала учебного года.
- В 2025 году мэрия буквально везде ремонтирует дороги. Сколько километров новых улиц получит столица?
- Мы находимся на улице Медерова. Ее протяженность - 2 километра 820 метров, от улицы 7 Апреля до Панфилова. Работы ведет подрядная организация.
- Проспект Жибек Жолу - от улицы Курманджан Датки до Лермонтова - 1 километр 800 метров;
- бульвар Молодой Гвардии - почти 1 километр 900 метров;
- проспект Шабдана Баатыра - тоже от улицы Курманджан Датки до Лермонтова - 1 километр 700 метров;
- улица Московская - от бульвара Молодой Гвардии до улицы Фучика - 1 километр;
- улица Льва Толстого - от Элебаева до Акиева - 3 километра 340 метров;
- улица Кара-Дарьинская - в прошлом году не закончили, в этом году уже почти готовы открыть. Там протяженность - больше километра;
- улица Бакаева - там работает "Дорстрой";
- Токтоналиева - новая улица, идет вверх;
- улица Ахунбаева - до Ауэзова - 3 километра 300 метров.
Также у нас есть муниципальное предприятие "Бишкекасфальтсервис", которое сейчас работает еще на 38 улицах и 27 тротуарах.
- Горожане жалуются - перекрывают параллельные улицы и нет альтернативных проездов. Пробки бешеные. Это как-то продумывается?
- От лица мэрии приносим извинения - действительно, тяжело. Но поймите, мы работаем в сжатые сроки. У нас задача - до 31 августа все закончить, чтобы с началом учебного года дороги открыли.
Да, приходится перекрывать. Но зато потом город получит качественные улицы. По стандартам. По ГОСТу.
- А что с качеством? Бывает, дорогу сделали, а через год от нее ничего не осталось...
- Согласен, были такие случаи. Например, улица Ауэзова подвела нас. Но подрядчики несут ответственность. У нас теперь гарантия минимум три года. С той же Ауэзова подрядчик вернул нам 9 миллионов сомов из 17 миллионов, которые мы им выплатили. Работаем строго по контрактам и по закону.
- Что с троллейбусами? Вы обещали, что их переоборудуют в электробусы.
- Так и есть. Сейчас китайские компании работают - два троллейбуса переделывают в электробусы. Кроме того, поступили 23 новых электробуса, а всего в этом году получим 123. И два депо полностью отремонтировали. Транспортная реформа идет.
- Проект переноса железной дороги из центра на объездную еще в силе?
- Предложение от China Road есть, рассматриваем. Но окончательное решение пока не принято.
- А что с поливом? Жара, а трава сохнет. Будут проблемы?
- По поручению мэра ведутся комплексные работы - не только дороги, но и ирригация. По той же улице Медерова, например, задержка не просто так - там нашли старую трубу от ТЭЦ, которой 70 лет. Воду, канализацию - все меняем. Это основа. Мы не просто асфальт кидаем - мы все меняем.
- Снос заборов - очень больная тема. Когда поставят точку?
- Да, болезненный вопрос. Я сам из Нарына, наш дом тоже попал под снос - половину снесли. Родительский дом, где вырос. Понимаю всех. Но это ради будущего столицы.
Есть обязательства: если объект на красной линии и предусмотрено расширение, владелец обязан освободить участок. Без компенсации. Такое было на проспекте Чингиза Айтматова, у кафе "Рахат".
Жамалбек Ырсалиев Но если по закону положена компенсация, пусть идут в суд. Через суд компенсируем. Все в рамках закона. Люди начали понимать, особенно по улицам Горького, Медерова, освобождают сами.
- Вдоль новых дорог появилось много "кармашков". Это инициатива мэрии?
- Да, чтобы был порядок с парковкой. Предлагаем бизнесу обустроить парковки у своих входов. Если не делают, тогда мы через "Бишкекские стоянки" все сделаем сами и сдадим в аренду. Это и поддержка бизнеса, и порядок в городе.
- А что с тротуарами? Все красиво, но иногда кажется, что пешеходы у вас на втором месте.
- Да, бывает. Не все идеально. Но в этом году мы построим 12 тысяч 700 квадратных метров новых тротуаров. Следим, чтобы были и удобные бордюры, и безопасные зоны. Работаем над этим. Ошибки есть, но мы их исправляем.
Приходите еще - покажем все на месте. Спасибо горожанам за терпение. Все делается ради них.